Единый урок безопасности в сети
28 октября 2016 года в лицее прошел единый урок безопасности в сети. В рамках дня прошли уроки безопасности, классные часы и беседы, посвященные вопросам информационной безопасности и безопасности в сети. На этих занятиях наши коллеги обратили внимание детей на следующие вопросы:
Анонимность в интернете
Сетевой этикет
Сайты-подделки
Ловушки в интернете
Вредоносные программы
Платные услуги в интернете
Интернет-зависимость и ее влияние на здоровье
Правила работы за компьютером
Интернет-мошенничество
При проведении уроков были использованы материалы сайта единыйурок.рф
В холле 1 этажа демонстрировались видеоролики о безопасности в сети.
Также в рамках дня в школе проходило исследование. Учащимся была предложена анкета «Представления об информационной безопасности у современных школьников».
Анализ представленной анкеты позволил получить ответы на важные вопросы. Данная анкета, «Представления об информационной безопасности у современных школьников», позволила выявить:
- основную цель использования школьниками компьютера и Интернета;
- основные сайты, посещаемые школьниками;
- время пользования школьниками в день компьютером и телефоном;
- основные области интересов школьников в свободное время;
- какой источник получения информации о происходящем в обществе, стране, мире предпочитают современные школьники;
- уровень знаний школьников в области информационной безопасности (апеллирование основными понятиями).
Так, при ответах на вопрос, «Основная цель вашего использования компьютера и Интернета»? 33% учащихся, ответили – Все вышеперечисленное.
При этом используют компьютер и Интернет для образования и получения информации для учебы всего 20% учащихся.
Далее учащимся был предложен вопрос: «Основные сайты, которые вы посещаете»? 25% учащихся ответили – Социальные сети.
Новостными сайтами пользуются всего лишь 5% учащихся.
Следующими двумя вопросами были: «Сколько в среднем времени в день проводите за просмотром телевизора»? и «Сколько в среднем времени в день проводите за компьютером»? Большинство детей независимо от возраста показали эту информацию, равной 2-4 часа за просмотром телевизора и все свободное время за компьютером.
Еще одним вопросом анкеты был: «Основная область интересов в свободное время»? 38% учащихся ответили – Кружки и секции.
Всего по 2% учащихся тратят свое свободное время на поездки, путешествия и дополнительное образование. 7% учащихся, отвечающих на этот вопрос, выбрали вариант – Другое, где надо было написать собственный вариант. Вот что они написали: чтение книг, прогулки, игра в футбол, посещение компьютерных клубов, рисование, просмотр телевизора.
Также учащимся был предложен вопрос: «Какой источник получения информации о происходящем в обществе, стране, мире по твоему мнению является наиболее популярным»? 39% учащихся ответили, что это – Интернет.
Ни один учащийся не использует в качестве получения информации своих сверстников. И только 10% учащихся, что наверно не может не радовать, предпочитают получать информацию о происходящем в обществе, стране и мире из слухов и разговоров.
Следующая серия вопросов, предложенная учащимся, касалась непосредственно темы информационная безопасность.
Так при ответе на вопрос: «Известно ли вам понятие «информационная безопасность»? значительное большинство учащихся, а именно 64%, ответили – Да, 26% учащихся ответили – Слышал, но затрудняюсь сказать, что это такое, и всего 10% – не слышали и ничего не знают об информационной безопасности.
Следующим вопросом в этой серии был: «По вашему мнению, «информационная безопасность» – это»? 48% учащихся ответили – Пароли и антивирусные программы.
23% учащихся ответили, что это – Защита персонального компьютера от постороннего вмешательства и т.п.
Еще одним вопросом в этой группе был: Что такое «информационный терроризм»? Большая часть учащихся, а именно 67% ответили, что это – Взлом и кража персональных данных.
По остальным вариантам, а именно: Нарушение работы компьютера или сервера; Вербовка людей в различные сомнительные организации; Психологическое воздействие на человека с помощью информации, мнения учащихся разделились поровну 11%.
Последний вопрос, «Как по твоему мнению современный человек может обезопасить себя от негативной и агрессивной информации»?, был открытого типа и поэтому ответы у учащихся были разнообразными, а именно:
– обратиться в полицию или выключить доступ к информации;
– не заходить в ту программу, которой не знаешь;
– не обращать внимания на негативную и агрессивную информацию;
– поставить пароль на иные сайты;
– пойти к психологу;
– меньше сидеть за компьютером и больше гулять;
– поменьше слушать чужих людей, не слушать советы по Интернету;
– не лазить в неизвестную информацию;
– не заходить в интернет с телефона;
– не говорить свой телефон и адрес;
– не заходить на непредназначенные для тебя сайты;
– не заходить на плохие сайты;