Урок по окружающему миру Грибы


[ A+ ] /[ A- ]

Л.Е. Лузина, учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

 

 

«Грибы»

(3 класс, урок окружающего мира)

УМК «Начальная школа ХХI века»

 Цели урока:

Личностные УУД

  • Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД

  • В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи
  • Преобразовывать практическую задачу в познавательную
  • Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные УУД

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей
  • Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям

Коммуникативные УУД

  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  • Формулировать собственное мнение и позицию
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Этапы урока Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность учащегося
Организационный момент

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Приглашение в гости к старому другу. Загадки.

1.Дом открыт со всех сторон

В доме тысячи колонн

Над колоннами- шатры.

Под колоннами – ковры.

Тут живут и на коврах,

И в колоннах, и в шатрах.

 

  1. Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом –

Чудеса увидишь в нём!

СЛАЙД 2.

Актуализация знаний.

«Разминка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкульминутка

Надо зарядиться энергией перед дорогой.

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Все мы бывали в лесу. Особенно красив лес осенью. Он радует нас не только своими яркими красками, но и щедрыми дарами.

– Каких подарков мы ждём от леса? (грибы, ягоды, свежий воздух…)

– Сегодня я приглашаю вас в царство грибов. А можно взять с нами маленького друга? (колобок)Вы его узнали?

СЛАЙД 3

– Только, кажется, мы неправильно одеты для прогулки в лес. Как должен выглядеть настоящий грибник?

– А какие качества характера нужно воспитывать в себе грибнику?(выносливость, внимательность, осторожность)

– Давайте проверим, на сколько мы с вами внимательны.

Игра « Найди лишнее»

СЛАЙД 4

 

 

Мы обули сапоги,

Курточки надели.

У большой лесной реки

Отдохнуть хотели.

Хлеб любимый в рюкзаке

Палка крепкая в руке

Дружно зашагали

Мы в лесные дали!

ГИПЕРССЫЛКА СЛАЙД 2

 

 

 

 

 

Высказывания предположений.

Актуализация опыта.

Осмысление собственного опыта.

Постановка темы и цели урока

– Нужно помнить, что лес подарил нам свои подарки, а мы в свою очередь должны к нему бережно относиться (не сорить, не разрушать гнезда птиц и муравейники, не нарушать грибницу – срезать ножку гриба ножом, но очень осторожно).

Высказывание предположений, актуализация опыта.

Осмысление собственного опыта.

 

Постановка проблемы

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

Личностные УУД

 

 

 

 

 

Сказка про колобка. Начало.

Подарила бабушка колобку красную шапочку в белый горошек. Пошёл колобок в лес. Хорошо в лесу! Птицы поют, заливаются. После дождика протянулась над тропинкой весёлая радуга. Засмотрелся колобок, споткнулся. Рассердился: кто это ему подножку подставил?! Смотрит, а на тропинке камень – не камень, пенёк – не пенёк, а что-то круглое, коричневое. И вдруг этот камень прямо на глазах начал расти. Что это? – испугался колобок.

– А вы догадались, что это за камень-пенёк?

– А почему он стал расти?

А что вы знаете о грибах?

– Все ли грибы в лесу полезные? Что может случится с человеком, если он съест вредный гриб?

Учебник,с.39-40

—  Как мы будем собирать грибы?

 

 

 

 

 

– Что мы заберём из леса?

Понесём ли домой грибницу?

– Как называется та часть, которую мы положим в корзинку?

– Давайте же собирать грибы вместе с колобком.

Ведь первый гриб, который он нашёл был гриб-боровик.

СЛАЙД 5

Пошёл он дальше и на полянке увидал много разноцветных зонтиков. Больше всех ему понравился красненький в горошек.

СЛАЙД 6

«Не трогай меня! Я не зонтик, я гриб – мухомор! А это моя соседка – бледная поганка! Мы ядовитые!»

– Возьми нам, – закричали сестрички – сыроежки.

СЛАЙД 7

– А мы братцы – опята!

Слайд 8

– А мы – шампиньоны!

СЛАЙД 9

Всех нас можешь класть в корзинку смело.

Идёт Колобок дальше. Вдруг видит перед ним поляна в блюдцах, как праздничный стол. Блюдца на ножках.

-Ну, мы то с вами догадались, что это – грибы.

Слайд 10 Белые грузди

Слайд 11 Рыжики

Слайд 12 Волнушки

– Тут из-под куста показалась красная шапочка: «Не слушай никого, собирай только нас, Подосиновиков»

СЛАЙД 13

– Слушал-слушал их Колобок и решил взять их всех по одному, а то корзинки не хватит.

СЛАЙД 14

 

 

Высказывание предположений, актуализация опыта.

Осмысление собственного опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– не нарушать грибницу

– срезать ножку гриба ножом, но очень осторожно

 

«Открытие» новых знаний детьми

Познавательные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

– Сегодня мы познакомимся с основной частью гриба и постараемся выяснить для себя новое, интересное, полезное.

– Знаете ли вы, что есть грибы – хищники?

СЛАЙД 15

– Природа очень разнообразна, и наша задача как можно больше узнать о ней и о ее законах.

– Знаете ли вы, что есть грибы, которые не увидишь без микроскопа?

– Это тоже могут быть полезные и вредные грибы.

СЛАЙД 16

СЛАЙД 17

Дрожжи и молочный гриб.

 

Например, часто на старом хлебе можно увидеть черную плесень – это тоже гриб, который очень вредно влияет на здоровье человека и может вызвать его отравление.

Иногда в ванных комнатах можно увидеть черный налет – это тоже плесень, дышать которой тоже очень вредно.

СЛАЙД 18

Работа по учебнику, выполнение задания в рабочей тетради.

Наблюдение, сравнение, анализ, вывод.

 

 

Физкультминутка «За грибочком я нагнусь…»

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

– Мы любим собирать грибы не только для того, чтобы их есть. Прогулка по лесному лесу, на свежем воздухе очень полезна для здоровья.

 

Высказывание предположений. Отгадывание загадок.

 

 

 

 

 

 

Открытие новых знаний детьми. Постановка проблемного вопроса

Познавательные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

– Как вы думаете, почему грибы выделили в отдельное царство? Почему бы их просто не отнести к растениям?

– Какие бывают грибы по строению и внешнему виду плодового тела?

Учебник,с.42

Высказывание предположений, актуализация опыта.

Осмысление собственного опыта.

Работа по учебнику.

Практическая работа

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

– Как вы думаете, почему знания о грибах нам необходимы?

– Что о грибах мы должны знать прежде всего?

Игра: «Разложи – ка по корзинкам»

Учащимся предлагается раэделить грибы на две группы: съедобные и ядовитые. Кроссворд.

.Высказывание предположений. Вывод: грибы съедобные и ядовитые.
Обобщение полученных знаний

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Познавательные УУД

– Почему нельзя класть в корзинку незнакомый гриб?

– Можно ли пробовать грибы?

– Гриб – сыроежка. Надо ли его есть сырым?

– Как правильно собирать грибы? – Кто из лесных обитателей тоже очень любит собирать грибы?

Учащимся предлагаются загадки.

1.Устелет мхом она дупло

(Зимою будет там тепло)

Натащит вдоволь для детишек

Орехов, и грибов, и шишек

И нагрызёт их мелко-мелко

Заботливая мама-белка.

СЛАЙД 19

2.Длиннохвостая она

Со спины черным – черна

Брюхо белые да плечи.

Тарахтенье вместо речи.

Хоть кого увидит – вмиг

Подымает стрекот – крик.

СЛАЙД 20

3.Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко.

СЛАЙД 21

 

Высказывание предположений, объяснение своей точки зрения.
Рефлексия

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

– Как работалось на уроке? Как было в  лесу? Если вам было хорошо, вы вспомнили полезные для себя знания, поднимите солнышко. Если наоборот, возьмите в руку облачко. – Заполнение «корзинки» грибами настроения.

Подведение итогов урока. Домашнее задание

 

– В учебнике для нас приготовили очень интересный дополнительный материал. Прочитайте его на стр. 39

А для самых творческих грибников есть специальное задание: составить рассказ о любимых грибах вашей семьи.

Спасибо за работу!

СЛАЙД 22

Литература

  1. Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова «Окружающий мир 3 класс» М.: Вентана- Граф, 2009
  2. Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова «Окружающий мир 3 класс. Рабочая тетрадь»М.:

Вентана- Граф ,2010

  1. Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова «Окружающий мир 1-4 классы. Методика обучения» Вентана Граф,  2003
  2.  «Фото грибов в естественной среде»,  http://gribnik-club.ru/nashi-fotoalbomyi/foto-gribov-v-estestvennoj-srede.html
  3. «Тихая охота», http://www.zagribami.narod.ru/catalog.html
  4. «Энциклопедия грибов», http://wikigrib.ru/