Урок по окружающему миру Грибы
Л.Е. Лузина, учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
«Грибы»
(3 класс, урок окружающего мира)
УМК «Начальная школа ХХI века»
Цели урока:
Личностные УУД
- Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД
- В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи
- Преобразовывать практическую задачу в познавательную
- Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Познавательные УУД
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей
- Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям
Коммуникативные УУД
- Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
- Формулировать собственное мнение и позицию
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Организационный момент |
Коммуникативные УУД Регулятивные УУД |
Приглашение в гости к старому другу. Загадки. 1.Дом открыт со всех сторон В доме тысячи колонн Над колоннами- шатры. Под колоннами – ковры. Тут живут и на коврах, И в колоннах, и в шатрах.
Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом – Чудеса увидишь в нём! СЛАЙД 2. |
|
Актуализация знаний. «Разминка»
Физкульминутка Надо зарядиться энергией перед дорогой. |
Личностные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД |
Все мы бывали в лесу. Особенно красив лес осенью. Он радует нас не только своими яркими красками, но и щедрыми дарами. – Каких подарков мы ждём от леса? (грибы, ягоды, свежий воздух…) – Сегодня я приглашаю вас в царство грибов. А можно взять с нами маленького друга? (колобок)Вы его узнали? СЛАЙД 3 – Только, кажется, мы неправильно одеты для прогулки в лес. Как должен выглядеть настоящий грибник? – А какие качества характера нужно воспитывать в себе грибнику?(выносливость, внимательность, осторожность) – Давайте проверим, на сколько мы с вами внимательны. Игра « Найди лишнее» СЛАЙД 4
Мы обули сапоги, Курточки надели. У большой лесной реки Отдохнуть хотели. Хлеб любимый в рюкзаке Палка крепкая в руке Дружно зашагали Мы в лесные дали! ГИПЕРССЫЛКА СЛАЙД 2
|
Высказывания предположений. Актуализация опыта. Осмысление собственного опыта. |
Постановка темы и цели урока |
– Нужно помнить, что лес подарил нам свои подарки, а мы в свою очередь должны к нему бережно относиться (не сорить, не разрушать гнезда птиц и муравейники, не нарушать грибницу – срезать ножку гриба ножом, но очень осторожно). – |
Высказывание предположений, актуализация опыта. Осмысление собственного опыта. |
|
Постановка проблемы
|
Регулятивные УУД Личностные УУД
|
Сказка про колобка. Начало. Подарила бабушка колобку красную шапочку в белый горошек. Пошёл колобок в лес. Хорошо в лесу! Птицы поют, заливаются. После дождика протянулась над тропинкой весёлая радуга. Засмотрелся колобок, споткнулся. Рассердился: кто это ему подножку подставил?! Смотрит, а на тропинке камень – не камень, пенёк – не пенёк, а что-то круглое, коричневое. И вдруг этот камень прямо на глазах начал расти. Что это? – испугался колобок. – А вы догадались, что это за камень-пенёк? – А почему он стал расти? А что вы знаете о грибах? – Все ли грибы в лесу полезные? Что может случится с человеком, если он съест вредный гриб? Учебник,с.39-40 — Как мы будем собирать грибы?
– Что мы заберём из леса? Понесём ли домой грибницу? – Как называется та часть, которую мы положим в корзинку? – Давайте же собирать грибы вместе с колобком. Ведь первый гриб, который он нашёл был гриб-боровик. СЛАЙД 5 Пошёл он дальше и на полянке увидал много разноцветных зонтиков. Больше всех ему понравился красненький в горошек. СЛАЙД 6 «Не трогай меня! Я не зонтик, я гриб – мухомор! А это моя соседка – бледная поганка! Мы ядовитые!» – Возьми нам, – закричали сестрички – сыроежки. СЛАЙД 7 – А мы братцы – опята! Слайд 8 – А мы – шампиньоны! СЛАЙД 9 Всех нас можешь класть в корзинку смело. Идёт Колобок дальше. Вдруг видит перед ним поляна в блюдцах, как праздничный стол. Блюдца на ножках. -Ну, мы то с вами догадались, что это – грибы. Слайд 10 Белые грузди Слайд 11 Рыжики Слайд 12 Волнушки – Тут из-под куста показалась красная шапочка: «Не слушай никого, собирай только нас, Подосиновиков» СЛАЙД 13 – Слушал-слушал их Колобок и решил взять их всех по одному, а то корзинки не хватит. СЛАЙД 14
|
Высказывание предположений, актуализация опыта. Осмысление собственного опыта.
– не нарушать грибницу – срезать ножку гриба ножом, но очень осторожно
|
«Открытие» новых знаний детьми |
Познавательные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД |
– Сегодня мы познакомимся с основной частью гриба и постараемся выяснить для себя новое, интересное, полезное. – Знаете ли вы, что есть грибы – хищники? СЛАЙД 15 – Природа очень разнообразна, и наша задача как можно больше узнать о ней и о ее законах. – Знаете ли вы, что есть грибы, которые не увидишь без микроскопа? – Это тоже могут быть полезные и вредные грибы. СЛАЙД 16 СЛАЙД 17 Дрожжи и молочный гриб.
Например, часто на старом хлебе можно увидеть черную плесень – это тоже гриб, который очень вредно влияет на здоровье человека и может вызвать его отравление. Иногда в ванных комнатах можно увидеть черный налет – это тоже плесень, дышать которой тоже очень вредно. СЛАЙД 18 |
Работа по учебнику, выполнение задания в рабочей тетради. Наблюдение, сравнение, анализ, вывод.
|
Физкультминутка «За грибочком я нагнусь…» |
Личностные УУД Коммуникативные УУД |
– Мы любим собирать грибы не только для того, чтобы их есть. Прогулка по лесному лесу, на свежем воздухе очень полезна для здоровья.
|
Высказывание предположений. Отгадывание загадок.
|
Открытие новых знаний детьми. Постановка проблемного вопроса |
Познавательные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД |
– Как вы думаете, почему грибы выделили в отдельное царство? Почему бы их просто не отнести к растениям? – Какие бывают грибы по строению и внешнему виду плодового тела? Учебник,с.42 |
Высказывание предположений, актуализация опыта. Осмысление собственного опыта. Работа по учебнику. |
Практическая работа |
Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД |
– Как вы думаете, почему знания о грибах нам необходимы? – Что о грибах мы должны знать прежде всего? Игра: «Разложи – ка по корзинкам» Учащимся предлагается раэделить грибы на две группы: съедобные и ядовитые. Кроссворд. |
.Высказывание предположений. Вывод: грибы съедобные и ядовитые. |
Обобщение полученных знаний |
Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД Познавательные УУД |
– Почему нельзя класть в корзинку незнакомый гриб? – Можно ли пробовать грибы? – Гриб – сыроежка. Надо ли его есть сырым? – Как правильно собирать грибы? – Кто из лесных обитателей тоже очень любит собирать грибы? Учащимся предлагаются загадки. 1.Устелет мхом она дупло (Зимою будет там тепло) Натащит вдоволь для детишек Орехов, и грибов, и шишек И нагрызёт их мелко-мелко Заботливая мама-белка. СЛАЙД 19 2.Длиннохвостая она Со спины черным – черна Брюхо белые да плечи. Тарахтенье вместо речи. Хоть кого увидит – вмиг Подымает стрекот – крик. СЛАЙД 20 3.Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец Ходит смело и легко Рога раскинув широко. СЛАЙД 21
|
Высказывание предположений, объяснение своей точки зрения. |
Рефлексия |
Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД |
– Как работалось на уроке? Как было в лесу? Если вам было хорошо, вы вспомнили полезные для себя знания, поднимите солнышко. Если наоборот, возьмите в руку облачко. | – Заполнение «корзинки» грибами настроения. |
Подведение итогов урока. Домашнее задание
|
– В учебнике для нас приготовили очень интересный дополнительный материал. Прочитайте его на стр. 39 А для самых творческих грибников есть специальное задание: составить рассказ о любимых грибах вашей семьи. Спасибо за работу! СЛАЙД 22 |
Литература
- Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова «Окружающий мир 3 класс» М.: Вентана- Граф, 2009
- Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова «Окружающий мир 3 класс. Рабочая тетрадь»М.:
Вентана- Граф ,2010
- Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова «Окружающий мир 1-4 классы. Методика обучения» Вентана Граф, 2003
- «Фото грибов в естественной среде», http://gribnik-club.ru/nashi-fotoalbomyi/foto-gribov-v-estestvennoj-srede.html
- «Тихая охота», http://www.zagribami.narod.ru/catalog.html
- «Энциклопедия грибов», http://wikigrib.ru/