ОРКСЭ


Данный раздел является информационным для родителей 3-их классов

с целью знакомства с модулями ОРКСЭ для дальнейшего определения образовательного направления в разделе ОРКСЭ.

 

Уважаемые родители!

Приглашаем вас на родительские собрания, посвященные выбору модуля ОРКСЭ на 2021-2022 учебный год. 
3-А — 11.03.2021 в 18.00- в актовом зале
3-Б — 15.03.2021 в 18.00 — в актовом зале
3-В — с 09.03.2021 по 13.03.2021 по индивидуальному графику
Просьба иметь при себе средства индивидуальной защиты. 

Заявление на выбор модуля ОРКСЭ

Презентация модулей ОРКСЭ

В 4-х классах образовательных организаций Российской Федерации осуществляется преподавание комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики». 

Курс имеет предметно-модульную структуру и состоит из шести отдельных учебных модулей по выбору семьи обучающегося, ориентированных на запросы основных мировоззренческих групп, народов России в современном российском обществе.

    Курс ОРКСЭ содержит модули:

–  четыре модуля по основам традиционных религиозных культур народов России: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры»;

–  модуль «Основы мировых религиозных культур» направлен на ознакомление учащихся с историей и культурой основных религий, традиционных для народов Российской Федерации.

–  модуль «Основы светской этики» предусматривает изучение и освоение общепринятых в нашей стране норм светской или гражданской этики.

Обращаем Ваше внимание, что выбор модуля, который будет изучать в 4 классе Ваш ребёнок — исключительно право Вашей семьи!

Ознакомиться с особенностями преподавания курса можно в  презентации «Модули  ОРКСЭ»

Целью комплексного курса ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также
к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основными задачами комплексного курса является: 

  • Знакомство с основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);
  • развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
  • развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в современных условиях уникален. Это знакомство с историческими и культурологическими основами традиционных религий: православия, ислама, буддизма, иудаизма, составляющих фундамент тысячелетней культуры нашей страны, с национальными духовными и этическими традициями.

Обучающиеся вместе с учителями и родителями будут размышлять над важнейшими вопросами жизни: Что такое человек? В чем смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живет, а безнравственная разрушает и умирает?

Учителя последовательно, глубоко, профессионально будут говорить с детьми о морали, нравственности, духовности, об их значении в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях человека, раскрывать перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей.

Одна из задач предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в том, чтобы помочь родителям в содержательном наполнении семейного воспитания. Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, мировоззрением, нравственными установками. Это позволяет использовать содержание избранного модуля для того, чтобы расширить, обогатить содержание семейного воспитания, усилить аргументацию в обосновании необходимости выбора детьми нравственных форм поведения, широко использовать значимые для ребенка примеры духовного подвига, морального поступка, семейного и общественного служения.

Курс ОРКСЭ обеспечивает содержание Программы духовно-нравственного развития учащихся в НОО

Выбор модулей в рамках комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»

 

Выбор модуля  является законным правом родителей и должен быть свободным, добровольным и независимым.

 

Нормативные документы 

  1. Распоряжение  Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р «О плане мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»; 
  2. Приказ Минобрнауки России № 74 от 01.02.2012 «О внесении изменений
    в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «в соответствии с пунктом 1 плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84- р; 
  3. Приказ Минобрнауки России № 69 от 31.01.2012 «О внесении изменений
    в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089» в соответствии с пунктом 1 плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84- р.;
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки) от 18 декабря 2012г. № 1060 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373” , зарегистрированного в Минюсте РФ 11 февраля 2013 г. Регистрационный N 26993.; 
  5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” Приложение 8. Статья 87. Касается особенностей изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, особенностей получения теологического и религиозного образования: «В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовнонравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)» (Ст. 87. п. 1). 

Учебные пособия для комплексного учебного курса

Учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4-5 классов основной школы. Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.

В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у обучающихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний обучающихся, а также межпредметное взаимодействие. Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков. ГБОУ лицей № 623 обеспечено учебниками по курсу ОРКСЭ в полном объеме.

 

Кто ведет курс ОРКСЭ?

Вести данный предмет могут исключительно педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку в учреждениях дополнительного профессионального образования. При этом педагог получает универсальную подготовку по всем модулям курса с тем, чтобы быть готовым компетентно вести любой из выбранных родителями для своих детей модулей курса.

 

Можно ли отказаться от изучения курса ОРКСЭ?

Согласно приказу Министерства образования и науки РФ этот курс  включен в перечень предметов федерального компонента учебного плана и обязателен для изучения в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, реализующих государственный стандарт начального, основного общего, полного (среднего) общего образования. Поэтому отказаться от данного предмета нельзя.

 

Ваше решение обязательно должно быть зафиксировано личным заявлением,  форма которого также утверждена Регламентом выбора модуля ОРКСЭ (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2015 года № 08-461)