Для абитуриента: технические способности и медицина – возможен ли компромисс?


У большинства медицинские специальности ассоциируются, в основном, с врачами-клиницистами, которые ведут прием, дежурят в больницах, выезжают на вызовы в составе бригад скорой помощи, лечат наши зубы, а также с медсестрами – бесценными помощниками врачей и санитарами, обеспечивающими «жизненный цикл» медицины. Но мало кто знает, что современная медицинская помощь, основанная на высокотехнологичном подходе, требует знаний, которые выходят за рамки стандартных медицинских образовательных программ. Эти знания необходимы для формирования новых отдельных отраслей медицины, которые уже становятся неотъемлемой ее частью. Современная медицинская помощь представляет собой большую биотехническую систему, в которой технологическая часть занимает все большее место, определяя процесс лечения. Неполадки в этом сложном механизме могут привести к нежелательным последствиям, ценой которых становиться жизнь и здоровье пациентов. Так, необходимость введения технических и информационных систем в жизненный цикл медицинского учреждения требует большой работы по поддержанию их работоспособности, модернизации, оптимизации, обеспечения безопасности.

В свою очередь, медицина довольно консервативна, учитывая, что медики как род деятельности появились на заре человечества (вместе с воинами, жрецами), то и традиции вырабатывались веками и передавались от поколения к поколению. Всем  прекрасно известны врачи и ученые  древности – Гиппократ, Асклепий, Авиценна, Парацельс. Традиции, заложенные ими в те далекие времена, оттачивались и «шлифовались» в Средние века, совершенствовались в наше время и требуют «бережного» отношения к себе. В то время как медико-технические и информационные технологии, как отрасль научного знания, имеют недавнюю историю. Их бурное развитие привело к распространению в разные сферы жизни и кардинальным изменениям там, где есть спрос на быстрый результат. В то время как медицина с ее особенностями, традициями, «врачебной тайной», взаимоотношениями медика и пациента «отстает» в развитии технического оснащения, что и немудрено. Каждый пациент индивидуален и требует подхода, который технологический процесс на современном уровне еще не может обеспечить в полной мере. Требуются совместные усилия представителей «пограничных» или интегрированных специальностей. Осложняет задачу ускоренное внедрение в медицину биотехнических систем, которые объединяют в единое целое живую материю с неживыми компонентами. Сопоставление их всегда приводит к проблемам выбора оптимальных решений и требует длительной апробации, что уже само по себе является каждый раз более сложной и трудоемкой задачей, чем простое внедрение биотехнической или информационной системы. Поэтому каждая новая разработка (или усовершенствование) требует оптимального подхода к созданию и внедрению. С необходимостью решения этих проблем и связано появление новых медицинских специальностей. Так «необычные» для медицины специальности как врач-кибернетик, врач-биофизик, врач-биохимик, работающие в первую очередь с биотехническими системами, ориентированы на взаимодействии последних с организмом человека. И это крайне важно, так как уже многие направления медицинской помощи нуждаются в технически грамотных специалистах. А «приучать» к особенностям лечебного процесса лучше с самого начала профессионального обучения. Чем значительнее студент вместе с техническими дисциплинами «погружается» в лечебный процесс, участвует в обсуждениях, назначении лечебных мероприятий, тем ближе он становиться к пониманию, что можно «доверить» технической системе, а что нет. Справедливости ради следует сказать, что высшие учебные учреждения не медицинского профиля не остаются в стороне, создавая направления подготовки, которые могут быть  востребованы в практической медицине.

К сожалению, таким интегрированным специальностям не так много лет, не наработан достаточный алгоритм взаимодействия технического и медицинского подходов. С одной стороны это может отпугивать, но с другой для людей с «пытливым» умом есть свобода для творчества и самореализации.

Рубинский А.В. кандидат медицинских наук, доцент,
доцент кафедры медицинской реабилитации и адаптивной физической культуры,
доцент кафедры физики, математики и информатики
Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского
университета им. академика И.П. Павлова